Афоризмы автора
Плутарх
аучись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо. Плутарх
сть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и - наговорить лишнего. Плутарх
то рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос. Плутарх
и одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество несказанных. Плутарх
емирамида, будучи женщиной, снаряжала походы, вооружала войска, строила Вавилон, покоряла эфиопов и арабов, переплывала Красное море, а Сарданапал, родившись мужчиной, ткал порфиру, восседая дома среди наложниц; а по смерти ему поставили каменный памятник, который изображал его пляшущим на варварский лад и прищелкивающим пальцами у себя над головой, с такой надписью: "Ешь, пей, служи Афродите: все остальное ничто". Плутарх
лагороднейшее и полезнейшее искусство - повиноваться тому, кто над тобой законно поставлен, даже если ему по случайности недостает могущества и славы. Принято же на сцене, чтобы актер для первых ролей, будь то хоть сам Феодор или Пол, представал перед исполнителем третьих ролей как служитель и почтительно к нему обращался, если у того венец и скипетр. Плутарх
одшучиванье иной раз сильнее задевает, чем брань. (…) Кто попрекает человека, назвав его торговцем соленой рыбой, тот попросту выразит пренебрежение к его ремеслу; а кто скажет: "Знаем, что ты локтем нос утираешь", - добавит к этому издевку. (…) Острота насмешки сообщает длительность ее действию, как зазубрина на стреле, и чем больше она забавляет окружающих, тем больше уязвляет того, против кого направлена: восхищаясь сказанным, слушатели как бы присоединяются к содержащемуся в нём поношению. (…) Всякий насмешник как бы косвенно призывает окружающих сочувственно присоединиться к содержащемуся в его словах уязвлению. Плутарх
реди полководцев самыми воинственными, самыми хитроумными и решительными были одноглазые, а именно Филипп [Македонский], Антигон, Ганнибал. Плутарх
олжен сказать себе всякий, кого гнев побуждает к возмездию: "Если он провинился сегодня, то останется провинившимся и завтра, и послезавтра". Опасаться надо не того, что он будет наказан с опозданием, а того, что, наказанный немедленно, он навсегда окажется наказанным незаслуженно, как это уже нередко случалось. Кто из нас так жесток, чтобы на пятый или десятый день подвергать раба побоям за то, что он пережарил блюдо, или опрокинул стол, или был медлителен, выполняя приказание? Плутарх
ридворные льстецы (…), словно птицеловы, подражают голосам и перенимают повадки тех, на кого охотятся. Плутарх
ногие цари и властители, которым недостает ума, подражают неумелым ваятелям: как те воображают, будто их колоссы будут казаться исполненными величия и мощи, если они их изваяют с широко расставленными ногами, напряженными мышцами и разверзнутым ртом, так и они думают посредством сурового голоса, мрачного взгляда, грубого обращения, нелюдимого поведения придать достоинство и значительность своей власти. Плутарх
еломудренная супруга должна показываться на людях не иначе как с мужем, а когда он в отъезде, оставаться невидимой, сидя дома. Плутарх
реку, решившему заняться политической деятельностью:]
Попроще надо шить хламиду (…) и не возлагать непомерно горделивых украшений на свой венок, видя римский сапог над головой. Подражай лучше актерам, которые влагают в представление свою страсть, свой характер, свое достоинство, но не забывают прислушиваться к подсказчику, чтобы не выйти из меры и границ свободы, данной им руководителем игр. Если ты собьешься, тебя ждёт не свист, не смех, не пощелкиванье языком; многих уже постиг "Топор головосек, судья безжалостный". Плутарх
учше жить ничтожнейшим гражданином Рима, чем, покинув родину, быть провозглашенным владыкой всего остального мира. (Приписано мятежному римскому полководцу Серторию) Плутарх
дин римлянин по имени Габба угощал как-то обедом Мецената. Заметив, что тот обменивается знаками внимания с его женой, он потихоньку склонил голову, как будто уснув. Но когда кто-то из рабов, подбежав из другой комнаты, попытался унести вино, Габба, отбросив позу спящего, воскликнул: "Мошенник, разве ты не видишь, что я сплю только для одного Мецената?" Плутарх
осударственный муж обязан считать предпочтительнее поражение от сограждан, нежели победу ценой насилия и урона для городских установлений. Плутарх
рек!", "Ученый!" - самые обычные и распространенные среди римской черни бранные слова. Плутарх
ы утверждаешь, что отрицающий богов кощунствует? Но разве не в большее кощунство впадает тот, кто признает их такими, каковыми считают их суеверные? Да я предпочел бы, чтобы люди говорили, что Плутарха вовсе нет и никогда не было, чем говорили бы, что Плутарх человек непостоянный, легкомысленный, раздражительный и вспыльчивый, мелочно мстительный, злопамятный - словом, такой, что если обойдёшь его приглашением на обед, если за недостатком времени не явишься к нему в гости или не заговоришь с ним при встрече, то он тебя начнёт со света сживать: или поймает и забьёт до смерти твоего раба, или выпустит тебе на поля скотину и потравит весь твой урожай. Плутарх
ет ничего постыдного в том, чтобы бежать от гибели, если только не стараешься спасти жизнь бесчестными средствами, равно как нет и ничего хорошего в том, чтобы спокойно встретить смерть, если это сочетается с презрением к жизни. Вот почему Гомер самых неустрашимых и воинственных мужей выводит в бой хорошо и надежно вооруженными, а греческие законодатели карают того, кто бросит свой щит, а не меч или копье, желая этим указать, что каждому (а главе государства или войска - в особенности) надлежит раньше подумать о том, как избежать гибели самому, нежели о том, как погубить врага. Плутарх
ечь политического деятеля не должна быть ни юношески пылкой, ни театральной, как речи парадных ораторов, плетущих гирлянды из изящных и увесистых слов... Основу его речей должна составлять честная откровенность, истинное достоинство, патриотическая искренность, предусмотрительность, разумное внимание и забота... Правда, что политическое красноречие, гораздо больше, чем судебное, до пускает сентенции, исторические параллели, выдумки и образные выражения, умеренное и уместное употребление которых в особенности хорошо действует на слушателей. Плутарх
сли одна нога закована в колодку, то не надо просовывать в колодку и голову. Плутарх
азговаривать жена должна только с мужем, а с другими людьми - через мужа, и пусть этим не огорчается. Плутарх
олон приноравливал законы к окружающим обстоятельствам, а не обстоятельства к законам. Плутарх
живу в маленьком городке и, чтобы он не сделался ещё меньше, охотно в нём остаюсь. Плутарх
етко ответил некий египтянин на вопрос, зачем он обернул свою ношу со всех сторон: "Чтобы не знали зачем!" Плутарх