Афоризмы автора
Сюнь-Цзы
зимание непомерных налогов — это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства. Сюнь-Цзы
удрых и способных людей надо выдвигать на должности независимо от их положения; ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять от должности; главных злодеев нужно казнить, не дожидаясь их перевоспитания; обычных, средних людей нужно воспитывать, не дожидаясь, когда к ним придется применить меры наказания. Сюнь-Цзы
о, что совершается без участия труда человека, и то, что он получает помимо своих желаний, составляет деятельность неба... Когда человек отказывается делать то, что ему предназначено, и ждёт, что небо сделает всё за него, - он заблуждается. Сюнь-Цзы
изический труд - это то, что служит добродетели. Сюнь-Цзы
ель учения - достичь наибольшего удовлетворения в получении знаний. Сюнь-Цзы
огда видишь хорошее, следует отнестись к нему почтительно и проверить, есть ли у тебя эти качества. Когда видишь плохое, следует отнестись к нему с презрением и проверить, нет ли у тебя этих качеств. Сюнь-Цзы
ородистый скакун одним прыжком не сможет покрыть расстояния в тысячу ли. На кляче можно преодолеть это расстояние за десять дней, если не останавливаться на полпути. Сюнь-Цзы
тем, кто любит спорить, не надо вступать в пререкания. Сюнь-Цзы
аниматься делом - это то, что ненавидят люди; заслуги и власть - это то, что они любят. Сюнь-Цзы
ет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю. Сюнь-Цзы
огда совершенный человек обладает большими знаниями да к тому же ежедневно проверяет себя и анализирует свое поведение, тогда он мудр и не совершает ошибок. Сюнь-Цзы
е поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли. Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учёности. Сюнь-Цзы
ебо родит простолюдинов не для правителя, оно возводит на престол правителя для простолюдинов. Сюнь-Цзы
огда не обращают внимания на критику и похвалу народа и спокойно мирятся с потерей его симпатий - это недостойный путь управления страной. Сюнь-Цзы
еды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе. Сюнь-Цзы
сли будешь поступать слишком жестоко, тебя постигнет неудача; если же будешь действовать слишком мягко, сам окажешься в оковах. Сюнь-Цзы
чение доходит до предела в действии. Сюнь-Цзы
ри рождении совершенный человек не отличается от других. Он отличается от остальных тем, что умеет опираться на вещи. Сюнь-Цзы
место того чтобы возвеличивать Небо и размышлять о нем, не лучше ли самим, умножая вещи, подчинить себе Небо? Сюнь-Цзы
равителя можно сравнить с лодкой, а народ - с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть. Сюнь-Цзы
от, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные проступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг. Сюнь-Цзы
отовность пожертвовать собой ради выполнения долга есть основа поддержания жизни. Сюнь-Цзы
огда задают неприличный вопрос, отвечать на него не следует. Когда рассказывают о неприличном, не следует задавать вопросов. Когда рассказывают неприличные вещи, не следует слушать. Сюнь-Цзы
урные качества и поступки человека зависят от него самого. Сюнь-Цзы
оворожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это - результат воспитания. Сюнь-Цзы