Луч света в темном царстве :)
АФОРИЗМЫ
Вы пишите - мы публикуем

Бороду я вижу, а философа не вижу

С латинского: Barbam video, sed philosofum non video [барбам видэо, сэд филозофум нон видэо].
Римский писатель Авл Геллий рассказывает, что однажды к известному патрицию, богатому и образованному Ироду Аттику явился некий закутанный в старый плащ длиннобородый человек и стал просить себе пособие "на пропитание". На вопрос, кто он такой и почему он просит денег, незнакомец возмутился: к чему эти вопросы, если весь его вид говорит о том, что он - философ. На что Ирод Аттик ответил: "Я вижу бороду и плащ, но философа пока еще не вижу".
Тем не менее он приказал выдать просителю месячное денежное содержание, пояснив, что он делает это "не ради него, как человека, но ради нас, как людей".
Иносказательно: внешние признаки ученого человека (почетные звания, регалии и прочие "знаки отличия") отнюдь не гарантируют, что их обладатель - настоящий ученый. Ср. с русской пословицей: "Борода не прибавляет ума".

Бороться и искать, найти и не сдаваться

С английского: То strive, to seek, tofind, and not to yield.
Первоисточник - поэма "Улисс" английского поэта Альфреда Теннисона (1809-1892).
Эти строки были вырезаны на надгробном кресте, который был поставлен (январь 1913) в Антарктиде на вершине "Обсервер Хилл" в память английского полярного путешественника Роберта Скотта (1868- 1912). Стремясь достичь Южного полюса первым, он тем не менее пришел к нему вторым, спустя три дня после того, как там побывал норвежский первопроходец Руальд Амудсен. Роберт Скотт умер на обратном пути.
В русском языке эти слова стали популярны после выхода в свет романа "Два капитана" Вениамина Каверина (1902-1989). Главный герой романа Саня Григорьев, мечтающий о полярных походах, делает эти слова девизом всей своей жизни (т. 1, гл. 14).
Цитируется как фраза-символ верности своей цели и своим принципам.

Борьба за существование

С английского: Struggle for life.
Фраза получила широкую известность после выхода в свет (1859) нашумевшего исторического труда "О происхождении видов" английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Роберта Дарвина (1809-1882). Его полное название: "О происхождении видов при помощи естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за существование".
Но Дарвин скорее популяризатор, нежели автор этого выражения. В историческом очерке, которым он начинает свой труд, а также в письме (1857) к американскому ботанику Азе Грею он сам называет тех, кто прежде него ввел в научное обращение это словосочетание - ученых А. де Кандоля, У. Герберта, Ч. Лайла, Ч.-У. Уэллса.
Но еще раньше этим словосочетанием воспользовался ученый Г. Мальтус в своем "Опыте об основах народонаселения" (1798). А до него, в 1710 г., о "борьбе всевозможных существ, притязающих на существование", говорил в своем труде "Теодицея" известный немецкий математик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716).

Бочка Данаид

Вернемся к греческим преданиям - мифам. У ливийского царя Даная было пятьдесят прекрасных дочерей. Египт, царь Египта, вырастил пятьдесят красавцев сыновей и пожелал чтобы они взяли в жены дочерей Даная. Данай был против. Построив корабль, он со своими дочерьми бежал в Аргос. Однако и там их настигли сыновья Египта. Тогда Данай приказал девушкам после брачного пира убить своих мужей. Так они и поступили все, кроме одной, Гипермнестры, которая горячо полюбила юного Линкея.
Боги очень разгневались на совершенное дочерьми Даная кровавое злодеяние и присудили сорок девять Данаид к страшной казни. Глубоко под землей, в мрачном аду - Тартаре, - они вечно стараются наполнить водой бездонную бочку, в которой не удерживается ни одной капли. А мы называем "бочкой Данаид" всякую бесцельную, нескончаемую работу.
Интересно добавить, что совсем недалеко от древнегреческого города Аргоса, где, по мифу, были совершены кровавые преступления, морское дно поглощает массу воды, которая исчезает без следа. Несмотря на усилия ученых, "пропадающую" у острова Кефаллинии воду найти не удалось, хотя в бездну ее "проваливается" ежедневно 30 тысяч тонн.
Уж не этим ли явлением был подсказан грекам миф о бездонной бочке Данаид?

Бочка Диогена

По преданию, древнегреческий философ кинической школы (циники или киники) Диоген Синопский (ок. 400-325 до н. э.) жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для обычных людей. Киники полагали высшей нравственной задачей человека максимально ограничить свои потребности и вернуться, таким образом, к своему "естественному" состоянию. Есть легенда, что Диоген, посчитавший дом ненужной роскошью и уже перебравшийся в бочку, тем не менее сохранил
для себя кое-какую утварь, в частности ковш для питья. Но когда он увидел, как мальчик пьет воду из пригоршни, философ отказался и от ковша.
О Диогене, жившем в бочке, впервые рассказал античный писатель Диоген Лаэртский (III в.).
"Бочка" - перевод условный, поскольку бочек в их обычном понимании (деревянных, стянутых обручами сосудов) в Древней Греции не было. Как показывают археологические изыскания, единственная "бочка", в которой мог обитать Диоген, это пифос - большой, иногда в рост человека, глиняный сосуд для хранения зерна, вина и масла, подобный тем терракотовым пифосам, которые были найдены английским археологом Чарльзом Эвансом в западной кладовой Кносского дворца (XVI в. до н. э.) на Крите.
Иносказательно: о добровольной изоляции от внешнего мира.

А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я   Англоязычные выражения