Луч света в темном царстве :)
АФОРИЗМЫ
Вы пишите - мы публикуем

Царица доказательств

С латинского: Regina probationum [рэгина пробационум].В римском праве так называли признание вины самим подсудимым, которое делает излишними все иные доказательства, улики и дальнейшие следственные действия.Обычно употребляется иронически, как символ следственной и судебной практики, типичной для эпохи сталинских репрессий в СССР, и обычно ассоциируется с именем Генерального прокурора СССР Андрея Януарьевича Вышинского (1883-1954). Полагают, что поскольку он подвел теоретическую, псевдоюридическую базу под практику "выбивания" признательных показаний из обвиняемых, то он же и называл эти признания "царицей доказательств". Поэтому Вышинский часто упоминается именно в связи с этим выражением, как, например, в книге бывшего министра иностранных дел СССР Андрея Громыко (Памятное. М., 1990. Кн. 2) или книге публициста Аркадия Ваксберга о Вышинском (1992), которая так и названа - "Царица доказательств".Но так рассуждал не Вышинский, а Прокурор РСФСР (с 1928) Николай Васильевич Крыленко (1885-1938). Так, будучи на процессе "Пром-партии" государственным обвинителем, он сказал (4 декабря 1930 г.): "Лучшей уликой при всех обстоятельствах является все же сознание подсудимых".Какова бы ни была практика самого Вышинского, но в теории (печатных >трудах, своих речах) он ссылок на "царицу доказательств" не допускал.Более того, в своей "Теории судебных доказательств в советском праве" (1946) он назвал взгляд на личное признание обвиняемого как "царицу доказательств" "в корне ошибочным принципом средневекового процессуального права", когда "переоценка значения признаний подсудимого или обвиняемого доходила до такой степени, что признание обвиняемым себя виновным считалось за непреложную, не подлежащую сомнению истину, хотя бы это признание было вырвано у него пыткой". И, разумеется, такое отношение к доказательной базе, по мнению Вышинского, не имело ничего общего с "передовым советским правом".Нарком юстиции СССР (с 1936) Н. В. Крыленко в 1938 г. был репрессирован.Реабилитирован посмертно.

Царских путей (к геометрии) нет

Царь Египта Птолемей I, заинтересовавшись геометрией, спросил как-то у ее основоположника, великого математика Эвклида (III век до н. э.), нельзя ли как-либо полегче и побыстрее овладеть ею. "Царских путей к геометрии нет!" - с суровым достоинством ответил тот. Ученый этой фразой хотел сказать, что наука такое дело, при котором никакие привилегии невозможны.
Царские пути - это своеобразные шоссе древности. Под ними древнегреческий ученый подразумевал гладкие, ровные дороги, проложенные по приказу персидских царей в пределах их государств.

Царь Голод

Из стихотворения "Железная дорога" (1864) И. А. Некрасова (1X21 - 1877):В мире есть царь: этот царь беспощаден,Голод названье ему.Водит он армии; в море судамиПравит; в артели сгоняет людей,Ходит за плугом,Стоит за плечамиКаменотесов, ткачей.Впоследствии этим образом воспользовался писатель Леонид Андреев (1X71 - 1919), назвавший одну из своих пьес "Царь Голод", что также способствовало распространению этого выражения.

Царь Мидас (суд Мидаса; уши Мидаса; брадобрей Мидаса)

С именем Мидаса, сына фригийского царя Гордия связаны ряд легенд, в которых он предстает в ряде вариантов очень богатым человеком. Ниже приведены наиболее известные, которые породили крылатые выражения.< /br>Однажды к Мидасу привели связанного Силена (Селена), ночного божества демонического склада поведения и характера. Потому иногда Силена представляют постоянно пьяным, веселым, добродушным стариком, которого обычно вели под руки или везли на осле сатиры. Этот старец мог предсказать будущее. Если кто-то встречал спящего Силена, то мог связать его и получить предсказание в обмен на освобождение. Позже Силен считался отцом большого семейства силенов и сатиров, родителем и покровителем всех хвостатых и безрогих артистов (театральных и по жизни).< /br>Мидас собственноручно освободил Силена, отставшего от процессии Диониса, радушно принял его и возвратил богу. В благодарность за проявленное уважение Дионис предложил исполнить любое его желание. Царь пожелал, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Так и произошло, уже через несколько дней Мидас стал сказочно богат. Одновременно выявилась и другая сторона этого «счастья»: ему стала грозить голодная смерть, так как даже пища превращалась в золото.Тогда Мидас взмолился Дионису, чтобы тот освободил его от такого дара. По велению бога царь искупался в источнике Пактол и избавился от своего дара. Источник же стал золотоносным.< /br>В другом мифе о царе Мидасе говорится, что, будучи судьей в споре между Аполлоном и Паном (Марсием), признал Аполлона побежденным в игре на флейте. Разгневанный Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами, которые царю все время приходилось прятать под шапкой. Об ослиных ушах царя из придворных знал только брадобрей. Мучаясь тайгой, которую никому нельзя было рассказать из-за угрозы потерять жизнь, он выкопал яму и прошептал в нее: «У царя Мидаса ослиные уши!» и засыпал землей. Из ямы вырос тростник, который раскрыл эту тайну всему свету, повторяя шепот брадобрея. В другом варианте окончания этой легенды рассказывается, что из выросшего тростника мальчик-пастушок сделал дудочку, которая и запела голосом брадобрея.< /br>Из этих легенд родились крылатые выражения: «суд Мидаса» - неправедный суд невежды; «уши Мидаса» - глупость, невежество, которые невозможно скрыть; «брадобрей Мидаса» - человек, не умеющий хранить тайну.

Царь! Помни о греках

Эти слова царь Персии (522-4X6 до н. э.) Дарий I приказал своему рабу громко повторять ему три раза в день, каждый раз, когда Дарий садился за стол. Как сообщает древнегреческий историк Геродот, тем самым этот правитель показывал, что он не забыл, как греки (афиняне и ионийцы) захватили и сожгли персидский город Сарды, и что он непременно отомстит, когда это будет возможно.Иносказательно: 1. Напоминание о неотложном деле. 2. Напоминание о необходимости отмщения.

А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я   Англоязычные выражения