Луч света в темном царстве :)
АФОРИЗМЫ
Вы пишите - мы публикуем

Грехи молодости

Из Библии. В Ветхом Завете (Псалтырь, пс. 24, ст. 7) сказано: "Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!" А также в другом месте Ветхого завета (Книга Иова, гл. 13, ст. 26): "Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей".
Используется как формула оправдания своих поступков, совершенных в молодые годы (шутл.-ирон.).

Греческий огонь

В 674 году мусульмане вновь предприняли поход на столицу Бизиантии-Руси Цареград-Константинополь. Военные действия свелись в основном к противостоянию двух флотов. Арабы закрепили за собой морскую базу Кизикос (Кизик) на южном побережье Мраморного моря, с которой и осуществляли морские вылазки к столице Бизантии.< /br>На помощь бизантийцам пришел талантливый изобретатель из Сирии по имени Каллиник, христианин и принес секрет «великого огня». Он построил специальные приспособления, из которых выстреливалась тяжелая воспламеняющаяся жидкость – смесь из серы, селитры и сырой нефти. Это не только невообразимо напугало арабов, которые никогда не видели подобное, но и принесло серьезные разрушения их судам. Атака была свернута, и имперская столица вновь спасена.< /br>Подобное оружие применялось на различных территориях, включая морские походы римлян. В Х веке действие «великого огня» ощутили на себе и киевские ладьи. При приближении их невысоких речных суденышек к огромным по тем временам морским судам неприятеля, последние через длинные изогнутые медные трубы выливали жидкую нефть с селитрой и серой на борта и палубу ладей и забрасывали факелами, что приводило к большим пожарам и уничтожению флота. В связи с тем, что киевляне впервые увидели в действии и ощутили на себе страшные последствия «большого огня» от бизантийцев (греков), этот вид оружия был назван «греческим огнем». С принятием христианства через Бизантию и последующим 450-летним засилием «греческих» митрополитов на киевском престоле, продолжали поддерживать миф о величие империи, чтобы удержать вассальные земли от походов. Потому в отечественной истории сохранилось предание о «греческом огне» и выражение «В Греции все есть!».

Гроб повапленный

Это библейское выражение уже не встречается в обыденной жизни, но его ещё можно встретить в различных изданиях, включающих библейские крылатые выражения.< /br>По свидетельству «Словаря имен и крылатых выражений» Л.М.Грановской это выражение имеет следующие значения: 1) что-либо пустое, ничтожное, бессильное, прикрывающееся наружным лоском, обозначающее также маскировку, благообразную оболочку, под которой скрывается отрицательная сущность; 2) человек, под внешностью которого скрывается что-либо, вызывающее отвращенье. По сравнению с первоисточником приобрело более широкое значение.< /br>«Повапленный, от "вап, вапа" – краска, красящий карандаш: <о ком-, чем-л. скрывающем за внешне привлекательным видом самые отрицательные, дурные качества> (от евангельского сравнения лицемеров с гробами повапленными, «которые красивы снаружи, а внутри полны мертвых костей и всякой мерзости» (Ушаков).< /br>«У евреев ежегодно в известное время подбеливали гробницы, но не ради красоты, а для того, чтобы обозначить место проходящим: прикосновение к гробу делало человека нечистым. Выкрашенные гробы казались красивыми, а внутри были полны костей и тлена. В славянском языке был презрительным символом внутреннего опустошенного, но с виду благопристойного человека или общества» (В.Виноградов. История слов).< /br>Вот здесь мы с вами и встретили двойственное отношение к праху предков: во-первых, изначально у славян не хоронили в землю своих покойников, а сжигали на огне, сохраняя прах с любовью, благоговением и трепетом, потому считалось очень хорошим знаком прикосновение к праху пращуров, и сохранность праха символизировала уважение к их памяти; во-вторых, останки людей земляных (потомков Адама) отправляли в землю в каменных гробницах, что у славян вызывало презрение и насмешку по поводу боязни стать «нечистым» даже после случайного прикосновения к гробнице с костями предков.< /br>Такое презрительное отношение к способу захоронения и открытому неуважению к предкам приобрело значение крылатого выражения и вошло в повседневную жизнь в виде более широкого значения. «Наш свет – гроб повапленный» (А.Бесстужев-Марлинский). «Четвёртую, самую младшую дочь, ожидала та же участь, то есть лет шестнадцати выйти за какой-нибудь гроб повапленный» (Г.Успенский. Новые времена, новые заботы); «Можно ли после этого иначе назвать пресловутое «землеустройство», как гробом повапленным, скрывающим все то же, прежнее, старое, крепостническое?» (В.Ленин)

Громоздить Пелион на Оссу

В том фантастическом заоблачном мире, в котором обитали боги древних греков, между ними разыгрывались войны и кровавые битвы, как и внизу, между смертными людьми. Бывали там и восстания.
Некогда дети бога неба Урана и богини земли Геи, могучие титаны, посягнули на власть своего отца, свергли его и поставили на его место титана Кроноса.
Кроносу наследовал его сын Зевс. Это не понравилось титанам, и они пошли войной на Олимп - местопребывание Зевса. Чтобы добраться до Олимпа, они взгромоздили одну на другую горы Пелион и Оссу (горы эти и впрямь есть в Греции), но проиграли бой. Зевс сбросил их в глубь подземного царства - Тартара.
"Громоздить Пелион на Оссу" теперь значит: предпринимать отчаянные попытки выиграть безнадежное дело, нагромождать одно на другое самые сложные доказательства - и все же проиграть.

Грубо говоря, но мягко выражаясь

Из юмористических "Монологов о воспитании" (1969), написанных писателями-сатириками Николаем Аншповым и Александром Осокиным для Ленинградского театра миниатюр "Светофор".
Используется шутливо-иронически, как способ смягчить суровость слов, предварить таким образом некое жесткое заявление.

А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я   Англоязычные выражения