Луч света в темном царстве :)
АФОРИЗМЫ
Напиши письмо администратору
Современные авторы
     
 

Казанова

Джакомо Джироламо Казанова (1725-1798) - известный авантюрист венецианского происхождения, прославившийся своими любовными приключениями, о которых он сам же рассказал в своих мемуарах. Учился в Падуанском университете, в 17 лет защитил диссертацию по праву, был аббатом, солдатом и, будучи энциклопедически образованным человеком, переменил множество занятий - зарекомендовал себя как юрист, поэт, драматург, химик, переводчик, финансист, музыкант и т. д. Он не был дворянином, но, благодаря своим талантам и тонкому знанию человеческой психологии, сумел добиться успеха при дворе многих монархов Европы.
При своей жизни Казанова не имел репутации легендарного любовника, (его друг принц де Линь представлял своим друзьям пожилого Казанову лишь как брата известного художника-баталиста): она сложилась уже после его смерти, когда были опубликованы его мемуары "История моей жизни", которые он писал на склоне своих лет (1789-1798). И хотя "донжуанский список" авантюриста, представленный там, относительно невелик (122 женщины за 39 лет), тем не менее имя автора стало нарицательным благодаря литературному мастерству, с которым он рассказывает о своих победах, и своеобразной философии сердцееда, изложенной в его воспоминаниях.
Имя нарицательное для искателя любовных побед и приключений (шутл.-ирон.). Аналог более архаичных Ловеласа и Дон Жуана.

Казанская сирота

В октябре 1552 года войско Ивана Грозного взяло столицу татарского Казанского ханства, город Казань. Огромная территория перешла под власть Москвы. Чтобы держать в покорности ее население, приходилось изыскивать разные способы. Поэтому русские власти старались привлечь на свою сторону, конечно, не татарских "мужиков", простых людей, а в первую очередь татарскую знать, князей - мурз. Князья в большинстве своем довольно охотно шли навстречу новой власти, стремясь сохранить свое положение и богатство. Многие из них принимали христианство, получали от царя подарки и ехали в Москву, чтобы присоединиться там к царской свите. Этих князей и княжат наш народ стал насмешливо называть "казанскими сиротами" - при дворе они прибеднялись, старались получить как можно больше наград и "жалованья".
"Казанская сирота" - человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей; в этом смысле мы и по сей день используем как поговорку старинную кличку.

Казни египетские

В Библии рассказывается: фараон Египта долго отказывался отпустить на свободу народ, живший в Египте на положении рабов. По преданию, разгневанный бог наслал тогда на принильскую страну последовательно десять суровых наказаний, по-старославянски - "казнеи". Это были: превращение воды Нила в кровь, нашествие на страну жаб и других пресмыкающихся, изобилие мошкары, прилет особо злых "пёсьих" мух, падеж скота, страшная эпидемия, покрывшая все население нарывами, град, прерывающийся огненными ливнями, нашествие всеистребляющей саранчи, многодневная тьма (см. "Тьма египетская"), смерть первенцев не только в человеческих семьях, но и у домашнего скота. Напуганный бедствиями, фараон позволил порабощенным покинуть Египет.
"Египетской казнью" теперь называют любое тяжелое бедствие, мучение.

Каин

Из Библии. В Ветхом Завете рассказывается о том, что Каин, сын Адама и Евы, убил своего кроткого брата Авеля. Это вызвало гнев Господа (Бытие, гл. 4, ст. 11 - 12): "И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле". Далее сказано (гл. 4, ст. 15): "И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его", то есть не избавил бы его от наказания, наложенного на него Богом.
Имя нарицательное для злодея, убийцы, предателя.
"Знамение", наложенное на Каина Богом, также дало рождение крылатому выражению "каинова печать" - знак изгоя, символ отверженности, остракизма или несмываемое пятно преступления.

Каинова печать

Это выражение многими людьми используется весьма широко и носит самые различные оттенки, но, в основном негативного характера. Пройдемся по словарям и посмотрим, как они интерпретируют имя прародителя одного библейского народа, названного «богоизбранным» (Напомню, что это слово состоит из двух других: Бог и брань.).< /br>«Каинъ, каинка м. бран. самый наглый сорванецъ, отчаянная голова, готовый на все» (В.И.Даль).< /br>«В русских говорах Каин – слово бранное: разбойник, драчун, самый наглый сорванец, отчаянный голова, готовый на все» (Сл. Академии наук, 1906-1907).< /br>«Каинова печать, отпечаток, след, внешние признаки преступности» (Фасмер).< /br>В библейском сюжете говорится, что после убийства Каином своего брата Авеля «сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4:15). Здесь появляются сразу две загадки: во-первых, Каин должен был быть первым рождённым ребенком на Земле, потому его никто не мог наказать при встрече; во-вторых, многие склонны считать Каинову печать как знак позора, чтобы другим неповадно было. Невольно возникает вопрос: кому предназначался этот знак позора? Другим жителям, якобы не заселённой Земли, или самому Каину в назидание, если он был первым жителем земли, не считая родителей?< /br>Начало страшного «знамения» было положено, когда «поникло лице его». «Ужас и отчаяние Каина могли «образовать во внешнем его человеке ясную и неизгладимую печать отвержения, которая бы соделывала его живым памятником суда Божия и удаляла бы от него всех его видящих» (кого?Е.Г.) (Филафет. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия).< /br>По мнению Иоанна Златоуста, оставленный жить Каин всем своим видом «убеждал всех (?) не покушаться на подобные дела, чтобы не потерпеть таких же наказаний» (Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста).< /br>«Братоубийцу, опасающегося мести людей (Тогда к какому типу существ относился сам Каин, если этот потомок земляного клона не относился к людям?), Бог (?) уверяет в безопасности и грозит семикратным мщением тому, кто осмелился бы убить Каина. Жизнь Каина была пощажена для того, чтобы дать ему время на покаяние и внушить, что право карать смертью убийцу принадлежит прежде всего Богу, а потом людям. В жизни Каина это наказание было более тяжким, чем быстрая насильственная смерть. Неизвестно, какое это было знамение, но ясно, что вид обезображенного Каина, отмеченного печатью отвержения, внушал страх (кому?), ужас и отвращение» (Из высказываний папы Иоанна XXIII).< /br>Как ни странно, но смерть, по преданию, настигла Каина. Он был убит одним из правнуков, но нет разгадки: наказаны ли были потомки-убийцы Каина в соответствии с «установкой» Господа в семикратном размере или это наказание могло касаться только представителей иных народов... А о них в Библии говорится очень скромно. Нам усиленно навязывают мысль об Адаме и его потомках как о первочеловеках, хотя сама Библия нам их называет сотворёнными Господом. А люди? О людях, потомках светлых богов рассказ отдельный...

А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я   Англоязычные выражения

 
     

1

2

3

4

5

6

7

8

9

=>>

Copyright (C) 2002 - 2017 http://letter.com.ua/. All Rights Reserved.
Использование материалов с этого сайта только с разрешения