Современные авторы
Луч света в темном царстве :)
Напиши письмо администратору
АФОРИЗМЫ
     
 

Темное царство

Название статьи (1859) критика и публициста Николая Александровича Добролюбова (1836-1861), посвященная разбору пьесы А. Н. Островского "Гроза".
Воспользовавшись картинами купеческого самодурства, изображенными драматургом, как поводом, Н. А. Добролюбов уподобляет всю крепостническую Россию с ее невежеством и грубыми нравами "темному царству", "смрадной темнице", "миру тупой ноющей боли, миру тюремного, гробового безмолвия". Критик пишет: "Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало всякое сознание чести и права... И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда".
Сам А. Н. Островский дает такое определение "темному царству" устами Досужева, одного из героев другой своей пьесы - "Тяжелые дни" (действ. 1, явл. 2): "...Живу в той стороне, где дни разделяются на легкие и тяжелые; где люди твердо уверены, что земля стоит на трех рыбах и что, по последним сведениям, кажется, одна начинает шевелиться: значит, плохо дело; где заболевают от дурного глаза, а лечатся симпатиями; где есть свои астрономы, которые наблюдают за кометами и рассматривают двух человек на луне; где своя политика, и тоже получаются депеши, но все больше из Белой Арапии и стран, к ней примыкающих".
Иносказательно: темная и косная общественная среда (неодобр.).
См. также "Луч света в темном царстве".

Темные люди

С латинского: Vігі obscuri [вири обскури].
Из немецкой средневековой сатиры "Письма темных людей", которые были написаны в порядке полемики между окружением немецкого мыслителя-гуманиста Рейхлина (1455-1522) и его противниками-папистами Пфеферкорном и другими, которые боролись с идеями Возрождения. Сначала сам Рейхлин издал (1514) сочинение "Epistolae clarorum virorum", название которого обычно переводится как "Письма светлых людей" ("светлых" - в буквальном переводе, точнее - "знаменитых", "известных"). Это сочинение было написано в форме переписки и пропагандировало гуманистические идея Возрождения.
Позднее единомышленники Рейхлина издали "Письма темных людей". Эти письма, написанные как бы от лица противников гуманиста, представляли собой тонкую насмешку над аргументами последних. Многие простодушные немецкие монахи (почти единственное грамотное сословие в то время) долгое время читали эти письма как подлинные.
Недруги Рейхлина тоже сначала приняли эти послания за чистую монету, и лишь потом они увидели в них иронию. В качестве ответа они опубликовали книгу "Жалобы темных людей", но дело было сделано: все их тезисы и идеи были уже осмеяны, а сами они вошли в историю под именем "темных людей", которое стало именем нарицательным.

Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами

см. "Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами."

Теперь или никогда

Слова английского полководца и государственного деятеля Артура Уэсли Веллингтона (1769-1852), с которыми тот обратился 18 июня 1815 г., в критический момент сражения при Ватерлоо, к генералу Алава, послу Испании при гаагском дворе (королевство Нидерланды). После победы союзной армии при Ватерлоо фраза стала широко известной во всей Европе.
В России это выражение было использовано в 1884 г. радикальным народовольцем П. Н. Ткачевым (1844-1886) в его обращениях к своим сторонникам.

Терновый венец

М. Ю. Лермонтов в знаменитом стихотворении "Смерть поэта" с гневом пишет о тех людях, которые погубили А. С. Пушкина:
И прежний сняв венок, - они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него...
Терновый венец - сплетенный из тёрна, растения, ветви которого покрыты острыми шипами, "терниями".
В древности случалось, что такие венцы в насмешку возлагали на головы преступников, осужденных на смерть, в то время как победителей венчали лавровыми венками. Художники множество раз использовали для своих картин образ Христа в терновом венце. Венец этот стал эмблемой мученичества, безропотно переносимых страданий.
Рядом возникли и другие близкие образы: "идти по тернистой тропе"- выполнять мучительно трудную задачу; "найти не только розы, но и тернии" - платить огорчениями за радость.

А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я   Англоязычные выражения

 
     

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Copyright (C) 2002 - 2017 http://letter.com.ua/. All Rights Reserved.
Использование материалов с этого сайта только с разрешения