Афоризмы автора
Плутарх
елесные качества и образ жизни атлета и солдата во всем различны (…): атлеты долгим сном, постоянной сытостью, установленными движениями и покоем стараются развивать крепость тела и сохранять ее, так как она подвержена переменам при малейшем нарушении равновесия и отступлении от обычного образа жизни; тело солдата, напротив, должно быть приучено к любым переменам и превратностям, прежде всего - способно легко переносить недостаток еды и сна. Плутарх
Спарте полководец, достигший своей цели благодаря хитрости и убедительным речам, приносит в жертву быка, а победивший в открытом бою - петуха. Так даже столь воинственный народ, как спартанцы, полагал слово и разум более достойными и подобающими человеку средствами действия, нежели силу и отвагу. Плутарх
ело есть орудие души, а душа - орудие бога. Плутарх
ороший правитель] добьется, чтобы подданные боялись не его, а за него. Плутарх
то недоволен местом за столом, тот обижает не столько хозяина, сколько соседа, и врагами ему делаются оба. Плутарх
то способен извлекать корысть из общественных дел, способен и на окрадывание могил. Плутарх
еременных женщин подчас тянет поесть камней, а страдающие морской болезнью требуют соленой воды или еще чего-нибудь в этом роде - а чуть позже взятое в рот выплюнуто и смотреть на него не хочется. Вот так и народ по легкомыслию, или по надменности, или по недостатку в более достойных вождях может прибегнуть к услугам кого попало, но не перестает выказывать им презрение и отвращение и всегда рад услышать насмешки над ними. Плутарх
ичтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов. Плутарх
ледовало бы сказать народу: "Один и тот же человек не может быть у вас вместе и правителем, и прислужником". Плутарх
ого больше - живых или мертвых? -
(…) Живых, так как мертвых уже нет.
Какое из животных самое хитрое? -
(…) То животное, которое человек до сих пор не узнал.
Что было раньше - день или ночь? -
(…) День был на один день раньше.
Что сильнее - жизнь или смерть? -
(…) Жизнь сильнее, раз она способна переносить столь великие невзгоды. Плутарх
е на приданое, не на знатность, не на красоту свою следует полагаться жене, а на то, чем по-настоящему можно привязать к себе мужа: на любезность, добронравие и уступчивость, и качества эти проявлять каждодневно не через силу, как бы нехотя, но с готовностью, радостно и охотно. Плутарх
слабых душах возможность причинить боль ведёт к тем более жестокому приступу гнева, чем тягостнее сознание собственной слабости. Поэтому женщины гневливее мужчин, больные - здоровых, старые - молодых, бедствующие - благополучных. Плутарх
оскольку поток времени бесконечен, а судьба изменчива, не приходится (…) удивляться тому, что часто происходят сходные между собой события. (…) Если (…) события сплетаются из ограниченного числа подобных частиц, то неминуемо должны помногу раз происходить сходные события, порожденные одними и теми же причинами. Плутарх
ечно у него будет какой-нибудь повод снова попытать счастья: после удачи - уверенность в себе, после неудачи - стыд! Плутарх
они, запряженные в колесницу, бегут быстрее, нежели поодиночке, - не потому, что общими усилиями они легче рассекают воздух, но потому, что их разжигает соревнование и соперничество друг с другом. Плутарх
лословие непременно сопутствует любопытству. Плутарх
сли осёл тебя лягнул, не отвечай ему тем же. Плутарх
ачальником пьющих должен быть надежнейший из пьющих. А таковым он будет, если и опьянению нелегко поддается, и не лишен вкуса к выпивке. Плутарх
лобе и вспыльчивости не место в супружеской жизни. Замужней женщине к лицу строгость, но пусть эта резкость будет полезной и сладкой, как у вина, а не горькой, как у алоэ, и неприятной, словно лекарство. Плутарх
астоящий полководец должен умереть от старости или, по крайней мере, под старость. Плутарх
читель гимнастики Гиппомах, по его словам, издали узнавал своих учеников (…), даже если видел только одно - как человек несет с рынка мясо. Плутарх
праведливый муж повелевает женою не как хозяин собственностью, но как душа телом; считаясь с её чувствами, и неизменно благожелательно. Плутарх
овет государственному мужу: Спеши развить и украсить собственный характер, затем что тебе предстоит жить, словно в театре, на глазах у зрителей. Плутарх
лавное отличается от позорного более всего надлежащей мерой. Плутарх
ризнак недоброжелательного характера историка - стремление из двух или многих версий рассказа всегда отдавать предпочтение той, которая изображает исторического деятеля в более мрачном свете. Плутарх