АФОРИЗМЫ ПРО РЕЛИГИЮ
еловека можно заставить (деньгами или угрозой) ходить в церковь - но не более того. Джонатан Свифт
юбая церковь, камень на могиле Богочеловека, ведь не одна из них не желает его воскрешения. Фридрих Ницше
ак теория, так и практика церкви первых веков христианства высказывалась против брака. Поэтому церковь первых веков христианства и не дожила до нашего времени. Оскар Уайльд
олитический интернационализм многих евреев восходит к традиции, благодаря которой в лоне этого народа зародилась первая универсальная религия. Эдуар Эррио
аже искренне верующий славянофил всё-таки остаётся внутренне чужд и непричастен народной вере. Он верит в народ и в его веру; но ведь народ верит не в самого себя и не в свою веру. Владимир Сергеевич Соловьев
аби Меир говорил: "Обязан человек произносить три благословения каждый день. Вот они: "Благословен Ты, что сотворил меня евреем, Благословен Ты, что не сотворил меня женщиной, Благословен Ты, что не сотворил меня невеждой"". Мудрецы Талмуда
вангелие действительно принесло "не мир, но меч". От апостолов и до нашего времени христианский мир раздирается ненавистью, преследованием и яростью. Поль Анри Гольбах
то же касается христианской системы веры, то она представляется мне разновидностью атеизма каким-то религиозным отрицанием Бога. Она исповедует веру скорее в человека, чем в Бога. Она представляет собой смесь, состоящую главным Образом из человекобожия (manism) с небольшой добавкой деизма, и столь же близка к атеизму, как сумерки к темноте. Между человеком и его Создателем она помещает не что непроницаемое, именуемое Искупителем. Посредством этого она производит религиозное или иррелигиозное затмение света, подобно тому как Луна, помещая свое непроницаемое естество между Солнцем и Землей, производит солнечное затмение. Вся орбита разума оказалась вследствие этого затемненной. Томас Пейн (Пэн)
бязанность монаха не учить, а плакать; он оплакивает или себя, или мир. Иероним Стридонский
и в одну эпоху и ни у какой нации религиозные мнения не служили основой для национальных нравов. Боги, которым поклонялись древние греки и римляне, честнейшие на земле люди, были самыми разнузданными канальями. Дени Дидро
ак называемый тотемизм подчиняется рассудку, и требования, которым он отвечает, способ, каким он стремится их удовлетворить, принадлежат прежде всего интеллектуальному порядку. Клод Леви-Строс
оклонники бога ревнивого, мстительного и кровожадного - таков со всей очевидностью бог иудеев и христиан - не могут быть ни сдержанны, ни терпимы, ни человечны. Поклонники бога, которого могут оскорбить мысли и убеждения его слабых творений, который присуждает к вечным мукам, к истреблению всех, исповедующих иное вероучение, точно так же неизбежно должны быть нетерпимы, жестоки и злопамятны. Поль Анри Гольбах
елигии высоких культур не более развитые, а просто другие. Примитивные религии не имеют родины так же, как облака и ветер. Освальд Шпенглер
икогда не говорят: "Люби меня!" Это ничего не даёт. Однако Бог говорит именно это. Поль Валери
ристианство не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке. Николай Александрович Бердяев
ристианство и вправду является лучшей религией после проигранной битвы. Генрих Гейне
ристианин: человек, верующий в Новый Завет как в божественное учение, вполне отвечающее духовным потребностям его ближнего. Амброз Бирс
огда дело идет о вопросах религии, люди берут на себя грех изворотливой неискренности и интеллектуальной некорректности. Зигмунд Фрейд
ы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идёт дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс. Владимир Ильич Ленин (Ульянов)
тобы стать популярной религией, предрассудку нужно всего лишь поработить философию. Уильям Ралф Индж
ог - это место, где я забываю обо всем остальном. Жозеф Жубер
о время культурного кризиса чувство бессилия перед силами природы и социальными потрясениями приводит к развитию религиозных идеологий. Вильгельм Райх
словах Христа: "Да минует Меня чаша сия":] А быть может, [Христос] хотел отклонить от Себя только этот, особенный род мученичества? (…)
Вместо чаши, предложенной Ему, быть может, в глубине души Он желал для Себя чаши тягчайшей (…)? Но не такова была воля Отца, более премудрая, чем [человеческая] воля Сына. Ориген
ем "божественнее", т. е. нечеловечнее, является что-либо, тем меньше мы в состоянии им восхищаться. Только человеческое происхождение содержания всех религий дает им ещё кое-где хоть какое-то право на уважение... Фридрих Энгельс
е думаю, чтоб в среде священников было много спасающихся; напротив - гораздо больше погибающих, и именно потому, что это дело требует великой души. Иоанн Златоуст (Хрисостом)
см. также Библия, вера, боги