Блеск и нищета
Из названия романа "Блеск и нищета куртизанок" французского писателя Оноре де Бальзака (1799- 1850).Куртизанки - содержанки, любовницы людей из высшего света.
Фраза послужила основой для образования однотипных выражений, в которых говорится о противоречивых (парадоксальных) сторонах какого-либо явления - "блеск и нищета..." (кого-либо, чего-либо).
Близнецы-братья
Из поэмы (ч. 2) "Владимир Ильич Ленин" (1924) Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930):Партия и Ленин - /близнецы-братья - /
Кто более /матери-истории ценен?
Мы говорим - Ленин, /подразумеваем - партия, /
Мы говорим - /партия, /подразумеваем - /Ленин.
Иносказательно о схожих людях или явлениях (шутл.-ирон.).
Блоху подковать
В верхушке русского общества в XIX веке жило привычное пренебрежительное отношение ко всему отечественному, созданному в России, слепое преклонение перед наукой, искусством, культурой Запада. Считалось, что самое большее, на что русские способны, - это подражание чужеземным образцам.Народ никогда не стоял на такой точке зрения и где можно протестовал против нее. В народе очень любили рассказы и побасенки, повествующие о соревновании "наших" людей с чужестранцами и о победах, которые нередко одерживали при этом русский ум, смётка, выдумка, находчивость.
Писатель Н. С. Лесков из одной такой прибаутки: "Англичане стальную блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали" - создал чудесную повесть "Левша" ("Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе"); кузнец Левша умудрился не только изготовить для ножек заморской стальной блохи, видимой лишь в самый лучший "мелкоскоп", микроскопические подковы, но и поставить на каждой из них крошечными буквами тульское фабричное клеймо.
Благодаря этой повести выражение "блоху подковать" стало широко распространенной крылатой фразой, означающей: искусно выполнить самую замысловатую, особо тонкую работу.
Блудница вавилонская
Из Библии. В Евангелии, в Апокалипсисе (гл. 17, ст. 1-5), сказано: "Я покажу тебе суд над великою блудницею... Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным". Город Вавилон во время составления библейских текстов воспринимался христианами как символ духовного разврата и средоточие всякого рода пороков (см. также Вавилон).Позднее это выражение (другая версия - вавилонская блудница) стали понимать буквально и применять, соответственно, к женщине Легкого поведения, чья порочность приобрела небывалые, "исторические" масштабы (шутл.-ирон.). А. С. Пушкин об А. П. Керн (из письма к А. Н. Вульфу от 7 мая 1826 г.): "Что делает Вавилонская блудница Анна Петровна?"
Блудный сын
В Ленинградском Эрмитаже находится картина великого голландского художника Рембрандта "Блудный сын". Она изображает счастливую встречу старого, благообразного отца с измученным и оборванным сыном, вернувшимся из далеких странствий. Рембрандт написал ее на евангельский сюжет о легкомысленном сыне, который ушел из отцовского дома, испытал множество несчастий, а когда вернулся, был радостно встречен всё простившим родителем. "Притча о блудном сыне" очень трогательна; ее уже много столетий знает весь мир, и повсюду слова "блудный сын" означают человека, который по легкомыслию пренебрег своими близкими, променял дом, семью, родину на чужбину.



























