Луч света в темном царстве :)
АФОРИЗМЫ
Вы пишите - мы публикуем

Квадратура круга

Так нередко именуют любую неразрешимую задачу, все совершенно недостижимое, невозможное.
Древние математики ставили перед собой задачу; при помощи одних только циркуля и линейки - тех инструментов, которыми всегда пользовались геометры, - построить квадрат, равный по своей площади тому или другому кругу. Сколько ни бились над ее решением люди в течение целых тысячелетий, ничего не выходило. И только в наше время ученые точно доказали, что эта задача вообще неразрешима.
Вот мы и говорим теперь: "Попытки уничтожить безработицу в капиталистическом мире - это квадратура круга". Или: "Задача, построить корабль, который был бы одновременно и хорошим торговым и сильным военным судном, - квадратура круга".

Квазимодо

Из романа "Собор Парижской Богоматери" (1831) французского писателя-романтика Виктора Гюго (1802-1885). Квазимодо - горбатый, уродливый звонарь. Имя представляет собой латинский оборот - Quasi modo [квази модо] - Нечто, вроде... - то есть его в данном случае можно перевести как "Нечто, что только отдаленно напоминает человека". Иносказательно о человеке с уродливой внешностью.

Квасной патриотизм

Настоящий патриот гордится великими делами своего народа, всегда и во всем стремится обеспечить за ним равное со всеми народами мира место; он не забывает о его национальных достоинствах и старается исправлять недостатки.
Но есть люди, считающие себя патриотами именно потому, что они без всякого разбора восхваляют все "свое" и порицают все "чужое". Они не видят настоящих, больших дел родины; их привлекают всевозможные мелочи, разные пустячные обычаи, иногда даже нелепые: покрой одежды, привычка к известным кушаньям... Сохранение всего этого представляется им главным патриотическим делом: если ты русский, люби русские щи да кашу, пей русский квас, носи русскую бороду, а остальное - неважно!
Таких ограниченных людей, хуливших все иностранное, поэт П. А. Вяземский, друг А. С. Пушкина, и назвал впервые "квасными патриотами", "Многие,- писал он, - признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго (французский государственный деятель XVIII века) называл это лакейским патриотизмом... У нас можно бы его назвать "квасным патриотизмом".
Ядовитые слова его произвели впечатление и превратились в общепринятую ироническую формулу.

Квасной патриотизм

Из сочинения "Письма из Парижа" (1827) поэта Петра Андреевича Вяземского (1792-1878).
Впервые опубликовано в журнале "Московский телеграф" под псевдонимом "Г. Р.-К. ", чтобы, как писал Вяземский, "сбивать с толку московских читателей". Под этим псевдонимом поэт подразумевал своего приятеля Григория Римского-Корсакова, "всем в Москве известного".
В своих "Письмах из Парижа" Вяземский писал: "Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d'antichambre (буквально "патриотизм прихожей". Прихожая, она же лакейская - место, где обычно находятся лакеи. - Сост.). У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом.
Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна".
Позже, когда Вяземский будет помещать эти "Письма из Парижа" в собрание своих сочинений, он пометит этот отрывок сноской, где специально отметит свое авторство выражения "квасной патриотизм": "Здесь в первый раз явилось это шуточное определение, которое после так часто употреблялось и употребляется" (Поли. собр. соч.Т. 1. СПб., 1878).
А в своих "Записных книжках" он специально остановится на разновидностях псевдопатриотизма: "Выражение квасной патриотизм шутя было пущено в вход и удержалось. В этом патриотизме нет большой беды.
Но есть и сивушный патриотизм; этот пагубен: упаси Боже от него! Он помрачает рассудок, ожесточает сердце, ведет к запою, а запой ведет к белой горячке. Есть сивуха политическая и литературная, есть и белая горячка политическая и литературная".
Иносказательно: ложно понятая любовь к родине, синоним нерассуждаюшего ура-патриотизма, когда восхваляется всё своё - потому что оно своё, отвергается все чужое - потому что оно чужое (неодобр., презрит., ирон.).

Кесарево - кесарю

Слово "кесарь" (caesar) в Риме означало владыку, монарха. От него произошли такие слова, как русское "цесарь" и "царь" и немецкое "кайзер" - император. Выражение возникло из церковной легенды. Противники Иисуса из секты фарисеев задали ему на людях каверзный вопрос: надлежит ли платить подати кесарю, то есть римскому императору, колонией которого была Иудея? Расчет был простой: скажет - не надо, объявим его бунтовщиком против Рима; ответит - надо, прокричим, что он против иудейского народа.
Однако Иисус, зная своих врагов, нашелся. Взглянув на римскую монету, которыми оплачивались подати, он, в свою очередь, спросил фарисеев:
- А чье на монете изображение?
- Кесарево, - ответили те.
- Итак, отдавайте кесарево - кесарю, а божье - богу,- рассудил Иисус.
Фарисеи замолчали и отошли.
Теперь мы повторяем первую половину этой фразы, когда желаем сказать: отдайте кому-либо должное, воздайте ему по заслугам.

А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я   Англоязычные выражения