В здоровом теле — здоровый дух
С латинского: Mens sana in corpore sano [мэнс сана ин корпорэ сано].Из 10-й сатиры римского писателя-сатирика Ювенала (Децим Юний Ювенал, ок. 60- ок. 127): Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano [орандум эст, ут сит мэнс сана ин корпорэ сано] - Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом.
Предполагают, что в основе этой строчки Ювенала лежит известная в Древнем Риме поговорка: "В здоровом теле здоровый дух - редкое явление".
Фраза Ювенала стала популярной после того, как ее повторили английский философ Джон Локк (1632-1704) и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо (1712-1778). Все авторы исходили из того, что наличие здорового тела отнюдь не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, они говорили о том, что должно стремиться к этой гармонии, поскольку она в реальности встречается редко.
Иносказательно о стремлении к гармоничному развитию человека.
В здравом уме и твердой памяти
Классическая формула начала завещаний в русском дореволюционном праве, которая фиксирует состояние полной юридической дееспособности завещателя в момент составления документа. В статье 1016 "Свода законов гражданских Российской империи" было на этот счет сказано следующее: "Все духовные завещания, как крепостные, так и домашние, должны быть составлены в здравом уме и твердой памяти".Иносказательно о собственной вменяемости, нормальном психическом состоянии: "Я, слава Богу, нахожусь в здравом уме и твердой памяти, чтобы не делать этого..."
Используется как иронический комментарий к чужому поведению: "Вроде был человек в здравом уме и твердой памяти, а такое натворил..." (осуждение внешне нормального, но совершающего нелепые поступки человека).
В зените (славы)
Есть в арабском языке слово "земт"; значит оно "дорога". От этого слова и образовано наше " зени т".Зенит - точка, находящаяся на небесном своде прямо у вас над головой, "самый верх неба". Поэтому и орудия, стреляющие по самолетам, называются "зенитными". Теперь понятно, почему про человека, известность которого дошла до высшей точки, говорят: "Он в зените славы".
В зобу дыханье сперло
см. "От радости в зобу дыханье сперпо"В Каноссу идти
Это опять не сказка - это история.Германский император Генрих IV, живший почти девятьсот лет назад, всю жизнь воевал с главой католической церкви, римским папой Григорием VII. Император бил врага оружием, папа - страшной властью, которая ему тогда была дана. Он имел право любого человека "отлучить от церкви" (см. Анафема), а отлученный - даже император - лишался всех человеческих прав: никто не смел даже заговорить с ним или поднести ему пищу, хотя бы он умирал с голоду.
Борьба оказалась неравной: в 1077 году император явился в итальянский замок Каноссу, где жил папа, и несколько дней, босой, в нищенском рубище, стоял на снегу, вымаливая прощение. Прошли века. Но и сейчас, видя гордеца, вынужденного поступиться своей гордостью, унижающегося перед победителем, говорят: "Он таки пошел в каноcсу!"